Рекламная плесень на остановках. Кто ее разводит, и как нам ее победить?

13 октября 2020
Поделиться
2735

Восприятие города формируется множеством мелочей. Мелочи бывают приятные, а бывают досадные и даже такие, за которые стыдно. Вездесущая плесень самопальной рекламы — одна из таких досадных мелочей, которая уродует внешний вид остановок общественного транспорта в Коломне и портит впечатление о городе. И это при том, что в других городах эту напасть почти победили.

А вам нравится?

Остановки общественного транспорта стали заложниками «анонимных наркоманов», «грузчиков» и «строительных бригад». Разногабаритные листовки и объявления загадили почти все остановочные павильоны. И если рекламу в телевизоре можно просто переключить, то здесь не тут-то было — ты вынужден смотреть на чью-то безвкусную самодеятельность. Руки бы поотрывать...

Коломна. Фото: автор

За год красивая остановка превращается в убожество. Все изгажено рекламными объявлениями.
Все объявления рекламируют либо сомнительные кредиты, либо услуги.

Михаил Авдеев, коломенец:

Уличная реклама уродует любой город. Все остановки в пятнах и обрывках бумаги. Я был в Питере, там в центре практически нет баннеров, рекламы очень мало и за ней следят. Оттого и город выглядит лучше.

Марина Загорная, психолог:

Наружная реклама очень сильно влияет на сознание людей, особенно если ее так много. Человек должен смотреть на прекрасные вещи, а реклама отвлекает людей от красивой архитектуры и всего того, что дарит позитив.

Алексей Ежов, менеджер рекламного агентства:

Нигде в мире уже не клеят бумажную рекламу, это прошлый век. Для таких целей есть Интернет. И такая реклама не уродует облик городов. Почему у нас не могут навести порядок?

Действительно, почему?

Ответ очевиден. Потому что, этим никто не занимается. А если бы занимались, остановки не наводили своим видом тихий ужас на население и гостей Коломны.
Стыдно сказать, но... у каждой немытой и убогой коломенской остановки есть хозяин. В лице городской администрации, Мосавтодора и Мособлэлектротранса. Именно эти организации, как собственники остановочных павильонов, должны их мыть, чистить, красить, в общем содержать так, чтобы не стыдно было в глаза пассажирам смотреть. К слову, обязанность собственников — удалять самопальную рекламу с остановочных павильонов — закреплена в федеральном законе "О рекламе". Этот закон не запрещает размещение рекламы на остановках общественного транспорта, но обязывает их владельцев получать разрешение для ее размещения у органа местного самоуправления. Для этого собственник рекламной конструкции обязан заключить соответствующий договор с муниципалитетом. Вся остальная реклама-незаконная и должна быть стерта с остановочных павильонов.

«С незаконными листовками на наших остановках мы боремся ежедневно, — рассказал директор ГУП МО „Мособлэлектротранс“ Артур Фарберов. — Если видим объявления, то срываем их, закрашиваем. Работники предприятия осматривают остановки каждый день. Дважды в неделю выезжают и срывают рекламные листовки. Мытье павильонов и покраска проводится полностью на деньги предприятия. Иногда многократное заклеивание остановок бумагой приводит к порче поликарбонатного покрытия и его приходится менять, а это дорого. Конечно, коломенцам стоит больше любить свой город, бережнее относиться к его инфраструктуре, уважать его исторический облик и не портить дурно сделанной рекламой».

Как бороться с варварами?

Что делать со всеми этими «сниму квартиру» и «куплю недорого»? Риторический вопрос. Ловить варваров за руку? Отслеживать по камерам видеонаблюдения? Штрафовать? Теоретически возможны все три варианта. На практике — работает один. Надзорные органы пока не придумали ничего лучше и проще, чем штрафовать собственника остановки.

«Привлечь к ответственности хулигана, который клеит листовки на остановки, очень трудно. Во-первых, нарушителя надо поймать за руку. Во-вторых, у него с собой должен быть паспорт, необходимый для составления протокола об административном правонарушении. Можно устраивать „засады“ вместе с сотрудниками полиции, которые имеют полномочия по задержанию нарушителей, но такая работа не ведется. Поэтому все чаще отвечать за внешний вид павильонов приходится их собственникам. В отношении Мосавтодора мы регулярно выписываем протоколы за ненадлежащее содержание автобусных остановок», — рассказал заместитель начальника территориального отдела № 27 Госадмтехнадзора Московской области Евгений Соловьев.

Нерадивых расклейщиков объявлений, которые лепят свой рекламный спам куда попало, не пугают ни штрафы, ни проклятья, которыми их осыпают горожане. Конечно, можно позвонить по номеру, указанному в объявлении, и сообщить работодателю о хулиганских действиях расклейщика. Но максимум, на что можно рассчитывать, — так это на то, что вас не отправят на три веселые буквы, а хотя бы любезно выслушают и пообещают провести «разъяснительную» беседу с сотрудником. Поэтому, думается, что ловить надо именно расклейщиков. И непременно наказывать, чтобы другим не повадно было. Например, попался на расклейке рекламного спама- отправляйся на принудительные работы: помой остановку, подмети двор, убери мусор...В общем, покажи пример, как стоит поступать, а не как поступают многие.

Инфощит не помогает

Впрочем, попытки придать рекламе на остановках цивилизованный вид в Коломне предпринимались. Хотя и не совсем удачные. Несколько лет назад Мосавтодор начал размещать в своих автобусных павильонах специальные рекламные инфощиты. С какой целью сказать трудно: то ли, чтобы действительно, привести остановки в божеский вид и научить клеить рекламу в нужные места, то ли просто подзаработать на сдаче рекламного места в аренду. Суть в том, что Мосавтодор стал участником совместного проекта правительства Московской области, автономной некоммерческой организации «Идеальный город», которая занимается изготовлением специальных инфощитов с набором рекламных модулей. Организация работает в Подмосковье и ряде других регионов страны. Для Коломны компания разработала пока только один маршрут размещения рекламы, включающий 52 остановки. Но повесить объявление на информационном щите можно только за деньги. Цена вопроса- от 5750 рублей. За эту сумму объявление гарантированно будет висеть на щите в течение месяца.

«Наши сотрудники дважды в неделю объезжают все остановки и смотрят, висят оплаченные объявления на стенде или нет. Если видим, что они сорваны, то приклеиваем заново. Ту рекламу, что размещается вне зоны щита, счищаем», — пояснила представитель компании.

Соглашение между Мосавтодором и «Идеальным городом» было заключено два года назад. Как рассказал эксперт Егорьевского регионального управления автомобильных дорог ГБУ МО «Мосавтодор» Тимур Бикмаев, в рамках соглашения организация взяла на себя обязательства следить за чистотой автобусных павильонов и бороться с несанкционированными листовками. Но вот беда- подрядчик оказался неисполнительным и лишь разводит рекламную плесень.

«Несвоевременный и не всегда качественный демонтаж незаконных листовок в итоге приводит к тому, что надзорные органы выписывают штрафы Мосавтодору, потому что по закону именно собственник отвечает за содержание остановочных павильонов», — посетовал Тимур Бикмаев.

Нет желания или возможностей?

Вообще с нелегальной рекламой сталкиваются в разных странах. Но и борются везде по-своему. В Сингапуре с вредителями городского имущества разговор короткий- несколько ударов палкой, приличный штраф и три года в тюрьме. В Мадриде вертикальные поверхности сразу делают непригодными для расклейки объявлений.

Милан. Фото: источник privet-rostov.ru

В ряде российских городов тоже сумели побороть рекламную плесень на остановках. В той же Москве активная борьба с наружной рекламой идет не первый год. Пробовали и «китайский метод» борьбы с расклейщиками, когда телефоны, указанные в листовках, блокировались звонками автоответчика, и «московский», когда конструкции обтягивали металлической сеткой рабицей. Затем в столице стали появляться остановки с aнтивaндaльным зaщитным пoкрытиeм, известным кaк aнтискoтч, aнтиклeй и aнтигрaффити. С вездесущими листовками пытались бороться даже играючи. Игра называлась «Поймай расклейщика»: за приметы нарушителя и координаты заказчиков рекламы организаторы выплачивали небольшое вознаграждение. Несмотря на кажущуюся абсурдность некоторых методов, результат есть — рекламы в столице стало заметно меньше!

Москва. Фото: источник nekrasovka.mos.ru

Во Владимире вообще не увидеть рекламы на остановках: вместо нее на всех павильонах размещено предупреждение о штрафе.

Владимир. Фото: автор

А что мешает нам объединить усилия и «зачистить» город от надоедливой рекламы? Что мешает местным властям,
к примеру, установить в городе больше информационных стендов для размещения рекламных объявлений? Контролирующим органам наладить работу по задержанию нарушителей и привлечению их к ответственности? Владельцам остановок прилежнее следить за чистотой на них? Расклейщикам и каждому из нас бережнее относиться к городскому имуществу, уважать труд тех, кто поддерживает порядок, любить свой город и не захламлять его далекими от искусства листовками? Ведь проблема неряшливых остановок никогда не возникла бы, будь некоторые из нас чуть более воспитанными и сознательными. Так может, хватит уже быть варварами?

Арсений Кофейников