Штрафбат для управленцев

Проект, который дает второй шанс оступившимся менеджерам.

11 декабря 2020
Поделиться
3573

Недавно на встрече с коломенским предпринимателем Андреем Давидовичем затронули тему эффективности в управлении. Андрей – владелец нескольких успешных компаний, хорошо разбирается в IT, маркетинге, социальном предпринимательстве и считает, что Россия испытывает сильный дефицит эффективных менеджеров как в бизнесе, так и в государственном управлении. У него есть предложение, как решить проблему нехватки управленческих кадров.

Мне идея Андрея показалась здравой, и я решил предоставить ему возможность рассказать о своем проекте «Штрафбат для управленцев» на страницах нового медиа «Экспрессо».

Итак, передаю место у трибуны Андрею Давидовичу.

__________________________

 

Согласно статистическим данным Верховного Суда РФ, только за первое полугодие 2020 года было вынесено 5 822 обвинительных приговора по экономическим преступлениям, совершенным предпринимателями и должностными лицами. Это около 2,5% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности за период. Топ-3 преступлений категории: присвоение или растрата – 2 656 осужденных; незаконное предпринимательство – 1 716 человек; получение взяток – 1 084 человек.

 

Привлеченные к уголовной ответственности за 1 полугодие 2020 г.

 

Источник: Судебный департамент при Верховном Суде РФ, сводная статистика о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2020 г.

 

Текущая ситуация – следствие груза прошлых лет, когда «сила власти» определяла как для чиновников, так и для управленцев из бизнеса вседозволенность в принятии решений, противоречащих закону.

Сегодня в России идет активная борьба со взяточничеством и незаконными методами ведения бизнеса. Как это часто бывает в истории, маятник рискует слишком сильно отклониться в противоположную сторону. Грамотные и показавшие свою эффективность управленцы, оступившись однажды, попадают под следствие, а их некогда процветавшее дело (или эффективный департамент, муниципалитет) попадают в руки лиц, неспособных принимать правильные управленческие решения. Критическая масса таких ситуаций нарастает.

В результате теряют все:

  • проштрафившийся управленец, сломленный как личность;
  • общество, вынужденное мириться с неэффективными руководителями и следствием их действий (а часто бездействий), выраженным в загнивании ранее прибыльных предприятий, дававших рабочие места и налоги в казну, в низком качестве жизни на территории, находящейся под управлением должностных лиц, главная задача которых сохранить свою голову, «чтобы только не посадили», а не заниматься системным развитием территории.
  • государство, сталкивающееся с проблемой большого количества дотационных регионов, а также с проблемой жесткого дефицита эффективных управленческих кадров.

Признавая необходимость несения справедливого наказания теми, кто оступился, следует отметить, что зачастую сама система вынуждает эффективного менеджера, неважно – государственный это человек или коммерсант, действовать в разрез с законом, чтобы достичь необходимого результата. Система определяет ситуацию, когда практически у каждого эффективного менеджера можно найти нарушение закона, за которое его можно если не посадить в тюрьму, то как минимум наказать рублем. Изменение этой системы происходит гораздо медленнее, чем хотелось бы.

Закономерный итог – эффективные управленцы сидят в тюрьмах или находятся под следствием, неэффективные пытаются управлять. Те эффективные, что еще остались, наблюдая происходящее, не стремятся занять место «выбывших», чтобы не повторить их судьбу.

Безусловно, государство меняет систему и одновременно с ужесточением контроля за законностью действий управленцев создает условия для социального лифта и взращивания молодых управленческих кадров. Один из примеров такой работы - конкурс для руководителей нового поколения «Лидеры России».

Следует признать, что этого недостаточно для перелома ситуации с дефицитом эффективных управленцев на местах, особенно в удаленных территориях.

Анализ вышеприведенных фактов приводит к выводу, что в сложившейся ситуации есть возможность, которую государство пока не использует. Эта возможность лежит в плоскости применения знаний и опыта тех эффективных управленцев, которые находятся под следствием или отбывают наказания за нетяжкие преступления.

Проект «Штрафбат для управленцев» призван использовать именно эту возможность. Мы предлагаем предоставить таким проштрафившимся управленцам альтернативу отбыванию наказания в местах лишения свободы.

 

Суть проекта «Штрафбат для управленцев»

 

  • Для того, чтобы попасть в программу проекта, управленец, находящийся под следствием или осужденный по экономическим преступлениям, должен отвечать определенным требованиям. Таким как наличие подтвержденных показателей эффективности его управленческой деятельности; совершение преступления небольшой тяжести.
  • Такому управленцу предлагается выбор: либо он отбывает наказание в тюрьме, либо едет «поднимать» территорию или предприятие.
  • Депрессивный муниципалитет/предприятие определяется для управленца рандомно, но с учетом, что это территория, удаленная от его предыдущего места деятельности.
  • В случае готовности проштрафившегося управленца взять на себя обязательства по выводу территории/предприятия из зоны депрессивных и убыточных в зону процветающих такому управленцу устанавливаются измеримые критерии для оценки фактически достигнутых результатов (KPI) и сроки их достижения.
  • Над действиями управленца устанавливается контроль со стороны кураторов (экспертной группы) проекта «Штрафбат для управленцев».
  • В случае успешной деятельности управленца, достижения им поставленных KPI в отведенные сроки, такой управленец попадает под амнистию, уголовное дело на него закрывается.

Представленное описание проекта «Штрафбат для управленцев» является ознакомительным описанием идеи. В случае интереса к нему со стороны федеральной исполнительной, законодательной и судебной власти проект будет подвергнут глубокой проработке и моделированию. Его реализация потребует внесения определенных изменений в законодательство РФ.

Арсений Кофейников